Итоговая контрольная работа по общей психологии за 4-й семестр 2007/08 учебного года

Итоговая контрольная работа по общей психологии за четвертый семестр (раздел “Психология познавательных процессов”) состоится для групп социальной психологии и психологии развития 17 июня с 12:00 до 17:15, для групп психологии личности и клинической психологии 18 июня 2008 года с 10:30 до 15:30, ауд. 444.

Вопросы для подготовки к итоговой контрольной работе:

  1. Познание как процесс приобретения, хранения, трансформации и использования знаний.
  2. Информационный подход к исследованию познания: основные понятия и положения.
  3. Трехкомпонентная теория памяти: общая характеристика.
  4. Сенсорные регистры: общая характеристика, методы исследования, основные результаты.
  5. Кратковременная память: общая характеристика, методы исследования, основные результаты.
  6. Долговременная память: общая характеристика, методы исследования, основные результаты. Проблема постоянства памяти.
  7. Принципы когнитивной организации. Обработка «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Примеры теорий внимания, памяти, восприятия, мышления.
  8. Сенсорная чувствительность и сенсорные пороги. Виды порогов. Методы измерения порогов. Статистическая природа сенсорных явлений.
  9. Субсенсорная зона. Проблема подпорогового восприятия.
  10. Ощущение как процесс принятия решения. Основные положения теории обнаружения сигнала.
  11. Проблема измерения надпороговых ощущений. Отношение Вебера. Логарифмический закон Вебера-Фехнера.
  12. Прямое измерение и шкалирование ощущений. Методы прямого шкалирования. Степенной закон Стивенса.
  13. Феномены взаимодействия ощущений в процессе переработки информации. Понятие психофизического оператора.
  14. Роль внимания в процессах перцептивной обработки информации. Теория интеграции признаков.
  15. Световая чувствительность и восприятие яркости. Темновая адаптация. Эффект Пуркинье.
  16. Абсолютный световой порог. Факторы, влияющие на световой порог. Критическая частота слияния мельканий.
  17. Основные субъективные характеристики цвета и их объективные корреляты. Апертурный и предметный цвета. Константность цветоощущения.
  18. Психофизика цвета. Круг Ньютона. Законы смешения цветов. Трехстимульные коэффициенты.
  19. Теории цветового зрения. Аномалии восприятия цвета.
  20. Проблема восприятия третьего измерения. Монокулярные признаки удаленности и глубины.
  21. Бинокулярная диспаратность как стимул для стереопсиса. Случайно-точечные стереограммы и их значение для понимания механизмов пространственного зрения.
  22. Восприятие реального движения и проблема стабильности видимого мира. Теории стабильности видимого мира.
  23. Иллюзии восприятия движения.
  24. Постановка проблемы внимания в информационном подходе. Экспериментальные исследования К. Черри.
  25. Проблема места и функции внимания в системе переработки информации. Модели ранней и поздней селекции.
  26. Селективное зрение. Перцептивный цикл. Роль когнитивных схем в процессах внимания.
  27. Внимание как умственное усилие. Стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания).
  28. Внимание как функция умственного контроля. Формирование внимания
  29. Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации.
  30. Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы. Когнитивная модель Р. Шифрина и У. Шнейдера.
  31. Выделение элементарных ощущений в классическом структурализме. Аналитическая интроспекция и объяснение перцептивного процесса.
  32. Гештальтпсихология восприятия. Законы перцептивной организации. Принцип изоморфизма.
  33. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность. Теория перцептивных гипотез.
  34. Систематические перцептивные искажения как методический прием исследования процессов построения перцептивного образа. Феномены псевдоскопического и инвертированного зрения.
  35. Экологический подход к зрительному восприятию и «перцептивная психофизика».
  36. Информационный подход к восприятию.
  37. Память как ассоциация представлений. Законы, условия, виды ассоциаций. Классические закономерности памяти.
  38. Представления о памяти в бихевиоризме.
  39. Конструктивное припоминание. Память-рассказ. Исследования конструктивного припоминания в опытах Ф. Бартлетта.
  40. Теория уровневой переработки информации. Память как побочный продукт переработки информации. Эффект отнесения к себе.
  41. Память и деятельность: проблема непроизвольного запоминания.
  42. Механистический подход к изучению мышления. Определение мышления в точном смысле.
  43. Описание специфики мышления и его определение в вюрцбургской школе. Понятие детерминирующей тенденции. Теория комплексов О. Зельца.
  44. Мышление как процесс переработки информации. Алгоритмы, стратегии и эвристики мышления.
  45. Продуктивное (творческое) мышление. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии.
  46. Язык и познание. Значение слова как единица речевого мышления. Гипотеза лингвистической относительности. Генетические корни мышления и речи.
  47. Формирование искусственных понятий как метод исследования речевого мышления. Функциональные эквиваленты понятия как стадии развития значений слов.
  48. Семантическая организация памяти. Модели семантической памяти.
  49. Проблема исследования воображения в психологии. Образное и пропозициональное кодирование. Роль ментальных образов в процессах познания. Гипотеза двойного кодирования.
  50. Общее представление о ментальных моделях

 

🔥63

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук

7 Комментариев

  • Уважаемый Игорь Евгеньевич, если не затруднит, подскажите, (может быть ещё раз) какой литературой пользоваться при подготовке к контрольной по этому разделу.

  • Список литературы есть в планах семинарских занятий.

  • Игорь Евгеньевич!
    подскажите, пожалуйста, в какой литературе можно почитать про принципы обработки “снизу-вверх” и “сверху-вниз”?
    И еще, скажите, что такое психофизический оператор?

  • Хотелось бы уточнить как будет проходить “итоговая контрольная работа” – письменно или устно?

  • Уважаемый Игорь Евгеньевич, подскажите, пожалуйста, что именно следует говорить в 29 вопросе (Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации)???

  • Уважаемый Игорь Евгеньевич! У меня к Вам возникла небольшая просьба. Я совсем не понимаю принцип изоморфизма (вопрос 32). Вы не могли бы совсем общими словами пояснить, что это такое. Буду Вам очень благодарна!
    P.s. не знаю, насколько корректен этот вопрос в рамках итоговой контрольной работы… 🙂

  • XXX

    Принципы когнитивной организации обсуждались в лекциях, в частности, в темах, посвященных теориям восприятия, внимания, памяти, мышления. Т.е. это как бы “сквозной” вопрос. Применительно к восприятию у Шиффмана можно посмотреть.

    Психофизический, он же – сенсорный оператор, – это вопрос темы №2. Подробно излагается в хрестоматии по восприятию в статье Любимова и в более компактной форме в учебнике Гусева. Вообщем, это про Фурье-анализ надо рассказывать.

    *

    Итоговая контрольная работа будет проходить как всегда. Сначала пишите ответ, затем рассказываете вопрос преподавателю.

    Наталья

    Это вопрос темы “Внимание и действие“. См. вопрос 4 и литературу к нему. Нужно рассказать о роли практики в процессах внимания, об ограничениях со стороны структурной интерференции, эффект Струпа, эффекты “проигрыша/выигрыша” и т.д. Ну, и объяснить нужно, прочему эти факты трудно интерпретируемы в теориях селекции и ограниченных ресурсов.

    Student

    Принцип изоморфизма в самых общих чертах состоит в том, что существует принципиальное подобие физических, физиологических и психических процессов. Так, например, феномен чистого движения можно объяснить, обратившись к законам физики, как короткое замыкание в коре головного мозга. Подробнее в соответствующей статье в хрестоматии по ощущению и восприятию. У Гусева это тоже, кажется, есть, но совсем коротко. Но на экзамене пары слов будет вполне достаточно.

Comments are closed.