Контрольная работа №1 (2-й курс)

Контрольная работа №1 будет посвящена темам с первой по четвертую. В группе клинической психологии контрольная пройдет в понедельник 21 апреля 2008 года с 14:00 до 15:30, аудитория 106 (корпус 2). Информацию о проведении контрольной работы в других группах можно узнать у преподавателей этих групп. В дополнение к ранее предложенной литературе необходимо по теме 1 посмотреть следующую литературу:

Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 130-134, 141-161.

Вопросы к контрольной работе:

  1. Назовите специфические познавательные процессы.
  2. Назовите универсальные («сквозные») познавательные процессы.
  3. В чем различие информационного и когнитивного подходов в психологии?
  4. Дайте определение познания, предложенное У. Найссером.
  5. Что такое компьютерная метафора?
  6. Что такое машина А.Тьюринга?
  7. Опишите имитационный тест А.Тьюринга.
  8. Что такое «китайская комната» Дж. Сирла? Какие могут быть возражения против рассуждений такого рода?
  9. Назовите основные блоки переработки информации, предложенные в модели памяти Д. Нормана и Н.Во.
  10. Назовите основные блоки переработки информации, предложенные в модели памяти Р. Аткинсона и Р. Шиффрина.
  11. Назовите составные части кратковременной (рабочей) памяти, выделенные А. Бэддели?
  12. Опишите метод частичного отчета Дж. Сперлинга.
  13. Опишите метод вычитания Ф.Дондерса.
  14. Опишите опыты по быстрому поиску в памяти С. Стернберга.
  15. Опишите методику экспериментов Брауна и Петерсона.
  16. Назовите способы хранения информации в УКП, КП и ДП.
  17. Укажите продолжительность хранения информации в УКП, КП и ДП.
  18. Назовите способы доступа к информации, хранящейся в УКП, КП и ДП.
  19. Назовите основные механизмы забывания в УКП, КП и ДП.
  20. Каков объем хранения информации в УКП?
  21. Каков объем хранения информации в КП?
  22. Что такое магическое число Дж. Миллера?
  23. Что такое гипотеза постоянства памяти? В чем ее слабые стороны?
  24. Сформулируйте принцип специфического кодирования Э. Тулвинга.
  25. К какому блоку переработки информации относится иконическая память?
  26. К какому блоку переработки информации относится эхоическая память?
  27. К какому блоку переработки информации относится рабочая память?
  28. К какому блоку переработки информации относится буферная память?
  29. Перечислите управляющие процессы в модели памяти Р. Аткинсона и Р. Шифрина.
  30. Что такое сенсорный порог? Какие виды порогов вы знаете?
  31. Дайте определения понятий «сенсорный порог», «сенсорная чувствительность». Кто ввел эти понятия?
  32. Назовите основные методы измерения сенсорных порогов.
  33. Что такое «психометрическая кривая»? Какая проблема возникает в связи с формой этой кривой?
  34. Что такое случайная флуктуация сенсорных порогов? Чем она обусловлена?
  35. Назовите основные несенсорные факторы, влияющие на величину сенсорного порога.
  36. Назовите основные методы оценки сенсорной чувствительности, предложенные в теории обнаружения сигналов.
  37. Что такое «ложная тревога»? Вследствие чего она возникает, с точки зрения теории обнаружения сигналов?
  38. Как в теории обнаружения сигналов определяется понятие сенсорной чувствительности?
  39. Что такое критерий принятия решения? Назовите основные факторы, влияющие на положение критерия.
  40. Что такое рабочая характеристика приемника? Как с ее помощью оценить положение критерия принятия решения и величину чувствительности? Поясните на примерах.
  41. Сформулируйте психофизический закон Вебера-Фехнера.
  42. Сформулируйте психофизический закон Стивенса.
  43. Каковы основные допущения психофизического закона Вебера-Фехнера?
  44. Каковы основные отличия подходов Г.-Т. Фехнера и С. Стивенса в оценке надпороговой чувствительности?
  45. Опишите основные методы шкалирования ошущений, предложенные в исследованиях С. Стивенса.
  46. Что такое подпороговое восприятие? Приведите пример экспериментальных исследований.
  47. Для чего в сенсорной психофизике используют анализ Фурье?
  48. Что такое сенсорный оператор?
  49. Опишите основные предположения теории интеграции отличительных признаков. Кто автор этой теории?
  50. Приведите пример экспериментального исследования феномена иллюзорных соединений.
  51. Что такое фотопическое зрение?
  52. Что такое скотопическое зрение?
  53. Опишите эффект темновой адаптации.
  54. В чем заключается эффект Пуркинье?
  55. Опишите процедуру измерения зрительного порога в опытах Гехта (1942).
  56. Каковы были результаты измерения зрительного порога в опытах Гехта (1942)?
  57. Назовите факторы, влияющие на величину зрительного порога.
  58. Сформулируйте закон Рико.
  59. Сформулируйте закон Блоха.
  60. В чем состоит эффект Стайлса-Крауфорда?
  61. Что такое критическая частота слияния мельканий?
  62. Что такое апертурные цвета? Назовите их.
  63. Какой характеристикой не обладают апертурные цвета, но обладают цвета поверхности?
  64. В чем состоит явление метамерности цветов?
  65. Сформулируйте основные законы смешения цветов.
  66. Какие цвета называют основными? Перечислите условия выбора основных цветов.
  67. Назовите основные теории цветоощущения.
  68. Дайте краткую характеристику трехкомпонентной теории цветоощущения. Назовите авторов этой теории.
  69. Дайте краткую характеристику оппонентной теории цветоощущения. Назовите автора этой теории.
  70. Каким образом Джеймсон и Гурвич модифицировали классические теории цветоощущения?
  71. Перечислите основные монокулярные признаки удаленности и глубины.
  72. В чем различие монокулярных и бинокулярных признаков удаленности и глубины?
  73. Что такое бинокулярная диспаратность?
  74. Приведите хотя бы один пример иллюзий восприятия пространства, описанных Эймсом. В чем значение этих экспериментальных демонстраций?
  75. Дайте определение гороптера.
  76. Что такое зона Панума?
  77. Что такое случайно-точечные стереограммы?
  78. Каково значение экспериментов Б. Юлеша для понимания механизмов восприятия удаленности и глубины?
  79. Опишите систему восприятия движение глаз/голова.
  80. Опишите систему восприятия движения изображение/сетчатка.
  81. Опишите афферентную теорию восприятия движения.
  82. Опишите эфферентную теорию восприятия движения.
  83. Опишите автокинетический феномен. Каковы могут быть его возможные причины.
  84. Опишите основные эффекты индуцированного движения.
  85. Что такое кажущееся (стробоскопическое) движение? Назовите его виды.

Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Постараюсь ответить всем.

🔥138

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук

6 Комментариев

  • Здравствуйте, Игорь Евгеньевич!
    У меня есть несколько вопросов по контрольной работе. Надеюсь, вы сможете на них ответить:
    1. Третий вопрос контрольной работы (2 курс). Разве информационный подход не является напрвлением когнитивного подхода? О каких различиях идет речь?
    2. Восьмой вопрос контрольной работы. Что имеется ввиду? Нужно описать эксперимент или будет достаточно сказать, что китайская комната – это вариация теста Тьюринга? Какая существует критика “китайской комнаты” Дж. Сирла?
    Заранее спасибо!

  • И.Е. Высоков

    (20 апреля 2008 - 16:20)

    1. Когнитивный подход является дальнейшим развитием информационного. Это не одно и то же. Если совсем коротко, то информационный подход оперирует понятием “информация”, а когнитивный – понятием “знание”. Подробнее об этом можно почитать у Величковского (см. литературу к первой теме).
    2. Ответ на этот вопрос – в учебнике Солсо:

    Китайская комната“. Чтобы продемонстрировать, что жесткая позиция в ИИ не выдерживает критики, Сирл предложил следующую головоломку. Предположим, что кого-то заперли в комнате, где много китайских текстов. Этот кто-то ничего не понимает по-китайски и даже не способен отличить китайские иероглифы от каких-нибудь еще. Снаружи этой комнаты ему передают еще один набор китайских знаков вместе с набором правил для сопоставления первого и второго набора символов. Эти правила всего лишь позволяют этому человеку связывать один набор символов с другим и написаны на обычном английском. При помощи этих правил сопоставления человек в китайской комнате может давать осмысленные ответы на вопросы о содержании китайских текстов, несмотря на то, что он в сущности не знает этого языка Через какое-то время эта личность приобретает настолько хорошую сноровку, что может отвечать как на своем родном английском, так и на китайском языке, которого не знает, но отвечает, основываясь на правилах Результаты настолько хороши, что их “совершенно нельзя от¬личить от ответов урожденного китайца” (Searl, 1980, 1981) Личность, запертая в китайской комнате, — это простая конкретная иллюстрация компьютерной программы “данные на входе — данные на выходе” Вплоть до этого момента почти никто из ИИ-пехоты не взъерошил перья, но затем Сирл шагает еще на один аргумент вперед Способность выполнять такие функции, как перевод по сложным правилам, не означает, что тот, кто это делает, понимает значение “выходных данных” Человеческий разум обладает произвольностью (см Searl, 1983), которая, согласно этому автору, определяется как свойство мысленных состояний и событий, направляющее их на объекты и ситуации в окружающем мире К таковым относятся убеждения, страхи, желания и намерения Независимо от того, насколько “неотличимо” поддельное мышление от “настоящего” (человеческого), они не есть одно и то же, поскольку у мыслящего человека есть намерения и поскольку между этими двумя “мыслящими” есть физические различия одного сделали органическим способом, а второго — электронным.

    Опровержение «китайской комнаты». Компьютерные ученые немедленно выдвинули возражения против головоломки Сирла,— прежде всего с позиций семантики термины “произвольность”, “понимание”, “мышление” употребляются им без четких операциональных референтов, в качестве возражения был приведен такой пример:

    Если бы человек в этой “китайской комнате” выполнял описанные функции, то он (или система) действительно достиг бы как минимум некоторого уровня понимания Кроме того, аргументы Сирла отклонялись на основании ‘приведения к абсурду’ если довести ситуацию до логического конца, то оказалось бы возможным создать робота, в каждой своей детали идентичного мыслящему человеку, и все же последний был бы способен к “пониманию” и “произвольности”, а первый нет Наконец, некоторые специалисты по ИИ полагают, что “понимание” и “произвольность” вызываются конкретными материальными свойствами Пилишин (Pylyshyn, 1980) сатирически замечает, что возможно произвольность — это такое вещество, которое выделяется человеческим мозгом, он предлагает свою собственную загадку:

    “Если бы все больше и больше клеток вашего мозга заменялись интегральными микросхемами, запрограммированными так, чтобы их, характеристики входа-выхода были идентичны заменяемому элементу, вы по всей вероятности сохранили бы способность говорить точно так же, как и сейчас, за исключением того, что постепенно перестали бы что-либо под этим иметь в виду То, что мы, сторонние наблюдатели, все еще принимали бы за слова, для вас стало бы просто некоторым шумом, который заставляют вас издавать ваши микросхемы” (с. 442)

    Этот спор далек от завершения, и некоторые, видимо, находят определенную ценность в его философской глубине. Однако, для меня этот спор не разрешен (на самом деле, он, вероятно, неразрешим!). Кроме того, оба лагеря ужесточили свои позиции и выдвигают скорее аргументы веры, чем разума. Для такой книги, как эта, его важность двояка: во-первых, он заставляет читателя глубоко задуматься о том “человеческом”, что заключено в человеческом познании. Во-вторых, в связи с этим спором встает вопрос, до какого предела ИИ может имитировать человеческий интеллект. Страсти, разгоревшиеся вокруг “теста Тюринга” и “китайской комнаты” у обеих сторон, отражают сильную заинтересованность современных философов и специалистов по ИИ в отношении электронного джина, выпущенного из бутылки.

  • И.Е. Высоков

    (21 апреля 2008 - 21:21)

    Вот результаты контрольной работы для группы клинической психологии (максимальный балл = 20):

    1. Самоделкина 7;
    2. Горелова 9;
    3. Быкова 9;
    4. Зелепукина 5;
    5. Азеркович 7;
    6. Денисюк 10;
    7. Чучаева 8.
  • Игорь Евгеньевич, не могли Вы сказать, где можно найти ответ на вопрос №14? Что это за опыты такие? В “Когнитивной науке” Величковского говорится только о методе аддитивных факторов, но ничего об опытах нет.

  • Аааа, все, я нашла!))

  • Это в контексте обсуждения механизмов кратковременной памяти, проблемы доступа к содержимому КП. У Солсо есть и у Нурковой. У Величковского тоже есть, но эти страницы, кажется, не были среди рекомендованных.

Comments are closed.