Контрольная работа по общей психологии 1 ноября 2016 года

1 ноября 2016 года состоится вторая промежуточная контрольная работа по общей психологии на втором курсе отделения второго высшего образования (группа бакалавриата). На контрольной работе каждому студенту будут заданы 15 коротких вопросов по темам «Сенсорные регистры» и «Обнаружение сигнала». Работа будет проводиться письменно и рассчитана на одну пару (восьмую). За каждый правильный и полный ответ на каждый вопрос студент получает по два балла, за правильный, но неполный ответ — по одному баллу. Таким образом, всего на контрольной работе можно получить до 30 баллов.

Для успешного написания контрольной работы необходимо знание следующих вопросов:

  • Характеристика процессов кодирования в сенсорных регистрах.
  • Эксперименты Сперлинга и Морея: методы исследования, основные результаты, выводы.
  • Методика частичного отчёта.
  • Объем и длительность хранения информации в ультра-кратковременной памяти (сенсорных регистрах).
  • Классический структурализм и гештальтпсихология восприятия.
  • Закономерности простого зрительного поиска (эксперимент Шифрина и Гарднера, 1972).
  • Параллельная и последовательная переработка информации.
  • Теория интеграции отличительных признаков (Трейсман).
  • Явление иллюзорных соединений сенсорных признаков.
  • Эффекты маскировки и её виды.
  • Понятие сенсорного порога. Абсолютный и разностный пороги.
  • Методы измерения порогов.
  • Статистическая природа сенсорных явлений. Флуктуация порогов. Роль несенсорных факторов.
  • Основные положения теории обнаружения сигнала (ТОС).
  • Сенсорная чувствительность и критерий принятия решения в ТОС.
  • Факторы, определяющие положение критерия принятия решения.
  • Отношение правдоподобия.
  • Матрица исходов и платёжная матрица.
  • Проблема подпорогового восприятия. Методика преднастройки.
  • Измерение надпороговых ощущений (подходы Фехнера и Стивенса).
  • Логарифмический закон Вебера-Фехнера.
  • Степенной закон Стивенса.
  • Теорема Фурье (её значение для психологии восприятия).
  • Понятие сенсорного (психофизического) оператора.

Вот некоторые вопросы из общего списка:

  1. Опишите методику простого зрительного поиска, использовавшуюся в эксперименте Шифрина и Гарднера (1972).
  2. Каковы основные результаты, полученные в эксперименте Шифрина и Гарднера (1972) по исследованию простого зрительного поиска?
  3. Какие выводы можно сделать из результатов эксперимента Шифрина и Гарднера (1972) по исследованию простого зрительного поиска?
  4. Что такое рабочая характеристика приёмника?
  5. Как с помощью РХП оценить положение критерия принятия решения и величину чувствительности? Поясните на примере.
  6. Сформулируйте психофизический закон Вебера-Фехнера.
  7. Сформулируйте психофизический закон Стивенса.
  8. Перечислите  основные допущения психофизического закона Вебера-Фехнера?
  9. Каковы основные отличия подходов Г. Фехнера и С. Стивенса в оценке надпороговой  чувствительности?

Основной материал для подготовки к работа дан в учебнике И.Е. Высокова «Психология познания», М.: Юрайт, 2014, с. 51-97. Для более глубокой подготовки рекомендую посмотреть следующую (дополнительную) литературу:

По теме «Сенсорные регистры»

  1. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. / Т. 2. Ощущение и восприятие. / А.Н. Гусев. М., 2007. С. 46-57, 161-164. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 130-135. Т. 4. Внимание. / М.В. Фаликман. М., 2006. С. 268-273.
  2. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. С. 64-74.
  3. Хофман И. Активная память. М., 1986. С. 20-24.

По теме «Обнаружение сигнала»

  1. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 2. Ощущение и восприятие. / А.Н. Гусев. М., 2007. С. 95-106, 106-113, 113-120, 128-137, 140-148.
  2. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999. С. 242-249 (Кравков), 256-260 (Кимбл, Джармези),  261-270 (Кимбл, Джармези), 250-255 (Гершуни, Соколов), 271-274 (Макаров), 283-290 (Стивенс).

Add Comment

Required fields are marked *. Your email address will not be published.