Построение перцептивного образа

Содержание лекции (1.04.2011 14:00-15:00, ауд. 396):

Экологический подход к зрительному восприятию. Понятие видимого поля, видимого мира, объемлющего оптического строя. Роль двигательной активности в процессах восприятия.

Восприятие как конструктивный процесс. Роль мотивации и когнитивных ожиданий в процессах восприятия. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивные категории и перцептивная готовность.

Метод систематических перцептивных искажений и его значение для психологии восприятия. Феномены псевдоскопического и инвертированного зрения. Роль значений в порождении чувственной основы перцептивного образа.

Информационный подход к восприятию. Моделирование процесса восприятия.

Вопросы для обсуждения (8.04.2011):

  1. Экологический подход к восприятию. «Перцептивная психофизика». Понятия видимого мира, видимого поля, объемлющего оптического строя. Взаимодействие субъекта и окружающего мира в процессе восприятия
  2. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность. Роль значений в порождении чувственной основы перцептивного образа. Феномены псевдоскопического и инвертированного восприятия.
  3. Информационный подход к восприятию.

Литература

Основная:

  1. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 2. Ощущение и восприятие. / А.Н. Гусев. М., 2007. С. 70-82, 292-307, 355-360 (2), 57-66 (1), 66-70 (3).
  2. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. М., 1999. С. 164-181 (Брунер), 567-584 (Стрэттон) (2), 182-200 (Гибсон) (1).

Дополнительная:

  1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. С. 24-43, 83-99, 107-121, 135-143, 292-312 (1).
  2. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. М., 1999. С. 21-46 (Гельмгольц) (2).
  3. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. «Субъект познания». М., 1998. С. 229-235 (Грегори), 236-242 (Логвиненко), 246-249 (Столин), 250-255 (Брунер) (2).
  4. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. 32-33, 296-301, 302-303, 408-411, 474-481 (2), 33-35, 171-179 (1), 35-36, 261-264 (3).
🔥80

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук