Проблема изучения познания в психологии

Содержание лекции (11.02.11 14:00-15:30, ауд. 396):

Человек как субъект деятельности и субъект познания. Классическая и современная традиции исследования познания в психологии. Классическое понимание познания. Познание как свойство сознания отражать окружающий мир. Представление о познании в современной психологии. Познание как акт знания. Современная когнитивная психология, ее истоки и тенденции развития. «Когнитивная революция» в психологии. Компьютерная метафора. «Машина Тьюринга». Тест Тьюринга. «Китайская комната». Вычислительный подход и когнитивная наука.

Познание как многокомпонентная система переработки информации. Блоки переработки информации. Аргументы в пользу выделения первичной и вторичной памяти. Модель памяти Д. Нормана и Н. Во. Многокомпонентная модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шиффрина.

Вопросы для обсуждения (18.02.2011):

  1. Познание как процесс приобретения, хранения, трансформации и использования знаний. Компьютерная метафора. Информационный, когнитивный и вычислительный подходы в психологии.
  2. Структурно-блочный подход к описанию познания: общая характеристика многокомпонентной модели памяти.

Литература:

Основная:

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002. С. 21-22 (1).
  2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 54-65260-270 (1).
  3. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 127-130 (2).
  4. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. 498-503 (1-2), 150-160 (2).

Дополнительная:

  1. История зарубежной психологии. Тексты. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. С. 117-121 (Найссер) (1).
  2. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998-2000. С. 508-546 (Аткинсон) (2).



🔥142

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук