Процедурные знания

Содержание лекции (9.06.2010 14:00-17:15, ауд. 396):

Процедурная память и аноэтическое сознание. Прошлый опыт в процессах мышления. Эффект позитивного переноса. Условия позитивного переноса. Функциональная фиксация и влияние установки на процессы мышления. Продуктивное (творческое) мышление. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии. Функциональное решение задачи. Стадии решения задачи.

Репродуктивное мышление. Актуализация концептуальных связей в процессе решения задач. Задача как схематический комплекс. Схематическая антиципация в процессах мышления. Общий решатель проблем. Проблемное пространство и поиск решения. Ментальные операторы. Алгоритмы и эвристики мышления. Стратегия постепенного приближения к цели.

Дедуктивное рассуждение. Условный и категорический силлогизмы. Логика и психология мышления. Задача выбора в формальном и содержательном контексте. Эффект фигуры. Понятие ментальной модели. Роль ментальных моделей в процессах познания.

Индуктивное рассуждение.  Априорная, условная и апостериорная вероятности. Теорема Байеса. Игнорирование априорной вероятности в процессах индуктивного вывода. Оценка субъективной вероятности. Эвристика репрезентативности.

Презентации к лекциям 17 и 18

Вопросы для обсуждения:

  1. Установка и функциональная фиксация в процессах мышления. Закономерности продуктивного мышления.
  2. Механизмы репродуктивного мышления. Проблемное пространство и поиск решения.
  3. Дедуктивное рассуждение. Понятие ментальной модели.
  4. Индуктивные умозаключения. Субъективная вероятность и эвристика репрезентативности.

Литература

Основная:

  1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002. С. 236-238, 243-246, 258-270 (1), 238-242, 248-257 (2), 305-308, 310-313, 314-320 (3), 320-325, 331-336 (4).
  2. Психология мышления. Хрестоматия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. М., 2008. С. 50-67 (Дункер) (1), 374-381 (Леонтьев), 394-399 (Лачинс, Лачинс) (1), 44-49 (Зельц), 127-137 (Ньюэлл, Шоу, Саймон), 138-148 (Ньюэлл, Саймон) (2).

Дополнительная:

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. С. 269-296 (1).
  2. Психология мышления. Хрестоматия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. М., 2008. С. 415-421 (Джонсон-Лэйрд, Уэйзон) (2), 171-180 (Джонсон-Лэйрд) (3), 153-169 (Канеман, Тверский) (4).
🔥162

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук

2 Комментария

  • Даша Даньшина

    (13 июня 2010 - 19:38)

    Игорь Евгеньевич, здравствуйте!При ответе на вопрос про индективные умозаключения можно опустить формулу из Теоремы Байеса?

    • Формулу целиком знать не обязательно. Это математическая формула, а у нас экзамен по общей психологии. Нужно просто объяснить, зачем эта теорема в психологии используется.

Comments are closed.