Семинар и контрольная работа №1 по введению в общую психологию

Тема 1: Общая характеристика психологии как науки

Вопросы для обсуждения:

  • основные значения термина «психология»;
  • соотношение научной, донаучной и житейской психологии;
  • формы сотрудничества житейской и научной психологии;
  • отношение психологии к другим наукам, место психологии в системе наук;
  • специфика психологии как науки;
  • различные варианты классификации отраслей психологии;
  • фундаментальная и прикладная психология.

Тема 2: Развитие представлений о предмете психологии

Вопросы для обсуждения

  • значение идей Декарта и Локка для формирования представлений о сознании;
  • источники опыта по Локку;
  • понятие рефлексии по Локку;
  • метод интроспекции, его возможности и ограничения;
  • представления о структуре сознания (Вундт, Титченер);
  • экспериментальные исследования сознания (Вундт);
  • свойства сознания по Джемсу;
  • понятие потока сознания;
  • гештальтпсихология;
  • законы перцептивной организации, фигура и фон;
  • явление инсайта.

По окончании семинара на второй паре состоится письменная контрольная работа по указанным темам. Необходимо будет письменно ответить на 15 коротких вопросов. За каждый правильный и полный ответ студент получает два балла, за правильный, но неполный – один балл. Всего таким образом на контрольной работе можно будет набрать 30 баллов.

Вот некоторые примеры вопросов, которые могут быть заданы на контрольной работе:

  1. Назовите год, с которого принято отсчитывать историю научной психологии. Какое событие тогда произошло?
  2. В чем отличие житейской и научной психологии по способам закрепления знаний
  3. Приведите любой пример сотрудничества житейской и научной психологии.
  4. Что означает слияние субъекта и объекта психологического познания?
  5. Что изучает социальная психология?
  6. В чем заключается обман чувств, по Декарту? Приведите пример обмана чувств из личной практики.
  7. Чем отличаются ощущения, находящиеся в поле внимания и на периферии сознания?
  8. Поясните, в чем заключается такое свойство сознания, как изменчивость? (по Джемсу)
  9. Приведите пример того, как гештальтпсихологи демонстрировали преобладание целого (гештальта) над отдельными элементами.

Рекомендуемая литература:

по теме 1:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Любое издание. Глава 1.
  2. Общая психология. Тексты. / Под ред. В.В. Петухова. Том 1. Введение. М., 2002. С. 12-16, 19-39, 40-51.
  3. Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 23-25, 25-28, 31-34.
  4. Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2007. С. 12-22.

по теме 2:

  1. Декарт Р. Начала философии. Глава 1, §§ 1-15.
  2. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. / Ответственные редакторы и составители текстов — В.В. Петухов, Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. М., 2001. С. 105-115 (Гиппенрейтер), 52-67, 69-82 (Вундт), 83-101 (Джемс).
  3. Хрестоматия по введению в общую психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М. 1999. С. 205-210 (Кёлер).
🔥354

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук