Семинар и контрольная работа по теме «Индивидуальность»

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие субъекта, его характеристики, субъект деятельности и субъект познания. Природный, социальный и культурный субъекты, индивид, личность, индивидуальность.
  2. Основные подходы к исследованию личности (индивидуальности).
  3. Понятие способностей. Роль наследственности и среды в формировании способностей. Психогенетика и её значение для изучения способностей. Методы психогенетики. Понятие сензитивных периодов в формировании способностей.
  4. Общие и специальные способности. Интеллект и его исследование в психологии. Тесты интеллекта, надёжность и валидность теста, тестовая норма. Виды интеллекта, флюидный и кристаллизованный интеллект, теоретический и практический интеллект. Соотношение интеллекта и креативности. Тесты креативности.
  5. Понятие темперамента. Основные подходы к изучению темперамента. Соотношение темперамента и типов высшей нервной деятельности. Типологические свойства нервной системы (Павлов, Теплов, Небылицын) и их соотношение со свойствами темперамента.
  6. Темперамент и успешность деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности, строение индивидуального стиля деятельности.
  7. Общее представление о характере. Понятие акцентуации, психопатии, нормы характера. Критерий психопатии Ганнушкина-Кербикова. Основные виды акцентуаций и психопатий.
  8. Строение тела и характер. Типы телосложения и типы характера по Кречмеру. Компоненты телосложения и компоненты темперамента по Шелдону;
  9. Психологические различия между полами, понятия маскулинности, феминности, андрогинности;
  10. Психологическое время личности, эпигенетическая теория Эриксона.
  11. Понятия экстраверсии и интроверсии по Юнгу.
  12. Теория характеров Фрейда.
  13. Факторный подход к описанию личности. 16-факторная теория личности Р. Кеттела. Теория типов личности Г. Айзенка.

Вот примеры некоторых вопросов, которые могут быть заданы на контрольной работе:

  1. Как соотносятся понятия природного, социального и культурного субъекта? Поясните свой ответ с помощью рисунка.
  2. К каким субъектам можно отнести части личности по Фрейду – Я, Оно, Сверх-Я?
  3. Прокомментируйте следующую мысль Б.М. Теплова: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».
  4. Что такое валидность теста?
  5. Перечислите шесть видов результата применения умственных операций, которые выделяет Дж. Гилфорд.
  6. Назовите факторы креативности по Дж. Гилфорду.
  7. Назовите основные свойства нервной системы, выделенные И.П. Павловым.
  8. Как, по мнению Б.М. Теплова, соотносятся свойства подвижности и лабильностинервных процессов?
  9. Какими свойствами НС, по мнению Павлова, обладает холерик?
  10. Что включает в себя ядро индивидуального стиля деятельности?
  11. Сформулируйте критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова.
  12. Как соотносятся циклотимия и циркуляный психоз?
  13. Что такое маскулинность? Назовите её наиболее характерные признаки.
  14. Какие качества личности определяют анальное-задерживающий характер?
  15. Какие физиологические процессы определяют нейротизм и эмоциональную стабильность, по Айзенку?
  16. Что такое Q-данные, по Кеттелу?

Рекомендуемая литература:

  1. Общая психология. Тексты. / Под ред. В.В. Петухова. Том 1. «Введение». М., 2002. С. 274-284 (Петухов).
  2. Общая психология. Тексты / Под ред. В.В. Петухова. Том 2. Книга 1: «Субъект деятельности». С. 6-12 (Петухов), 17-23 (Анастази), 24-31 (Петухов), 32-42 (Теплов), 50-53 (Анастази), 54-59 (Равич-Щербо), 60-68 (Гиппенрейтер), 77-83 (Трик), 104-110 (Небылицын), 111-113 (Павлов), 114-120 (Теплов), 121-124 (Климов), 177-193 (Петухов, Столин), 194-230 (Кречмер), 231-242 (Холл, Линдсей), 243-249 (Ганнушкин), 250-267 (Леонгард), 268-298 (Личко), 299-318 (Юнг).
  3. Общая психология. Тексты / Под ред. В.В. Петухова. Том 2. Книга 2: «Субъект деятельности». С. 332-340 (Мейли), 384-401 (Хьелл, Зиглер).
  4. Общая психология. Тексты / Под ред. В.В. Петухова. Том 2. Книга 3: «Субъект деятельности». С. 66-67 (Хьелл, Зиглер), 69-91 (Эриксон).

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, канд. психол. н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *