Семинар и контрольная работа по теме “Мотивация”

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема локализации причин поведения. Личностные и ситуационные детерминанты поведения. Проблема согласованности поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции.
  2. Понятия потребности, мотива, мотивации. Мотив как гипотетический конструкт.
  3. Понятия потребности и мотива в общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Функции и виды мотивов.
  4. Переход от мотивации к действию. Понятие воли.
  5. Внешняя и внутренняя мотивация.
  6. Классификации мотивов в концепциях У. МакДауголла и Г. Мюррея.
  7. Представления о строении мотивационно-потребностной сферы в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни).
  8. Представления о строении мотивационно-потребностной сферы в гуманистической психологии. Самоактуализация и стремление к смыслу жизни как высшие потребности (К. Рождерс, А. Маслоу, В. Франкл). Иерархическая модель потребностей А. Маслоу. Дефицитарные и бытийные потребности.
  9. Истинные потребности и квазипотребности. Экспериментальные исследования квазипотребностей в школе К.Левина. Эффект Зейгарник.
  10. Мотивационная теория поля. Понятие валентности. Типы мотивационных конфликтов.
  11. Процессы целеполагания. Уровень притязаний: основные понятия, диагностические процедуры, экспериментальные феномены.
  12. Когнитивный диссонанс и его мотивационное значение. Экспериментальные исследования когнитивного диссонанса.
  13. Ожидание и ценность подкрепления как мотивационные переменные. Внешний и внутренний локус контроля.
  14. Самоподкрепление и саморегуляция как мотивационные факторы. Понятие самоэффективности.

Вот примеры некоторых вопросов, которые могут быть заданы на контрольной работе:

  • В чем заключается проблема согласованности поведения личности?
  • Какие потребности в концепции Г. Мюррея обозначаются как висцерогенные?
  • Как соотносятся понятия мотива и потребности в теории деятельности А.Н. Леонтьева?
  • Что такое принцип усиления напряжения?
  • Что такое когнитивный диссонанс?
  • Что такое косвенное подкрепление?
  • Что такое ценность подкрепления в концепции Роттера?

Литература:

  1. Общая психология. Тексты / Под ред. В.В. Петухова. Том 2. Книга 1: «Субъект деятельности». С. 641-644 (Левин), 645-671 (Фестингер).
  2. Общая психология. Тексты / Под ред. В.В. Петухова. Том 2. Книга 2: «Субъект деятельности». С. 26-31 (Хекхаузен), 32-41 (Холл, Линдсей), 48-58 (Олпорт), 209-234 (Зейгарник), 235-238 (Левин, Дембо, Фестингер, Сирс), 260-263 (Хекхаузен).
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. С. 116-127 (Фрейд), 167-171 (Адлер), 255-259 (Хорни), 248-252 (Фромм), 494-501, 514-520 (Маслоу), 412-422 (Роттер), 385-392 (Бандура).
  4. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 2002. С. 57-6165-75 (Леонтьев).

 

🔥130

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук