Общий психологический практикум

Теория обнаружения сигнала (метод оценки уверенности)

Теория обнаружения сигнала (англ. Signal Detection Theory, SDT) — это фундаментальная концепция в психофизике и когнитивной психологии, которая объясняет, как люди принимают решения при наличии неопределённой информации. Она возникла на стыке радиолокации и психологии и позволяет моделировать процессы восприятия и принятия решений в условиях шума.

Основные компоненты теории:

  • Сигнал и шум: В любой ситуации стимул (сигнал) может присутствовать или отсутствовать, а сенсорная система всегда подвержена случайным колебаниям (шуму).
  • Критерий принятия решения (decision criterion): Каждый человек устанавливает для себя порог, при превышении которого он говорит, что сигнал был.
  • Четыре возможных исхода:
    • Попадание (hit): сигнал есть, человек его обнаружил.
    • Пропуск (miss): сигнал есть, но человек не сообщил о нём.
    • Ложная тревога (false alarm): сигнала нет, но человек сообщил о его наличии.
    • Правильное отрицание (correct rejection): сигнала нет, и человек не сообщил о нём.
  • Чувствительность (d′): числовая мера способности различать сигнал и шум. Чем выше d′, тем лучше способность к обнаружению сигнала.
  • Смещение (β или c): отражает склонность человека к более рискованной или более консервативной стратегии.

Почему это важно:

SDT применяют в таких разных областях, как диагностика заболеваний (определение болезни на снимке), безопасность полётов, маркетинг, криминалистика и даже анализ работы нейронных сетей. Она помогает учитывать не только объективные стимулы, но и субъективные решения наблюдателя.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные положения теории обнаружения сигнала. Понятия чувствительности, критерия принятия решения. Рабочая характеристика приёмника.
  2. Основные допущения параметрической модели теории обнаружения сигнала и возможности их экспериментальной проверки.
  3. Процедуры оценки чувствительности в теории обнаружения сигнала.

Материалы для эксперимента:

Литература:

Высоков, И. Е.  Общепсихологический практикум : учебное пособие для вузов / И. Е. Высоков, Ю. Е. Кравченко, Т. А. Сысоева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. С. 215-224 (к вопросу 1), 224-227 (к вопросу 2), 227-232 (к вопросу 3), 236-238 (практическое задание).

Дополнительная литература:

Гусев А.Н. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская. Москва: Издательство “Смысл”, 1997. С. 78-113.


Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.