Новости - Общая психология

Внутренняя регуляция деятельности

Эмоции в психологии рассматриваются как сложные психические процессы, включающие в себя физиологические, поведенческие и субъективные компоненты. По сути, это то, как мы переживаем, выражаем и осознаём своё внутреннее состояние в ответ на происходящее вокруг.

Вот основные подходы к пониманию эмоций в психологии:

🧠 Когнитивный подход

Он подчеркивает, что эмоции возникают как результат нашего восприятия и интерпретации событий. Например, одна и та же ситуация может вызвать страх у одного человека и восторг у другого — всё зависит от оценочных суждений.

🔬 Биологический подход

Этот подход делает акцент на работу мозга (особенно миндалевидного тела и гипоталамуса), а также на гормоны, такие как адреналин и кортизол. Эмоции здесь понимаются как эволюционно закреплённые реакции, важные для выживания.

🌍 Социокультурный подход

Эмоции формируются и выражаются по-разному в зависимости от культурного контекста. Например, в одних культурах принято открыто выражать радость, в других — сдержанность считается признаком зрелости.

🎭 Поведенческий подход

Он фокусируется на наблюдаемом выражении эмоций — мимике, жестах, интонации. Согласно этому подходу, эмоции — это то, что можно измерить и изучить через поведение

Вопросы для обсуждения:

  1. Определение и функции эмоций. Компоненты эмоционального процесса.
  2. Классификации эмоций по различным критериям.
  3. Возникновение эмоционального процесса. Теория Джеймса-Ланге и её развитие в экспериментальной психологии.
  4. Эволюционные теории эмоций.
  5. Эмоциональные состояния.

Литература:

  1. Общая психология. Тексты. В 3-х томах. Том 2: Субъект деятельности. Книга 1. / Авторы-сост.: Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. М., 2013. С. 353-371 (Вилюнас), 381-390 (Хок), 393-398 (Рейковский), 400-405 (Петухов) (к вопросу 1), 406-409 (Рубинштейн), 414-416 (Леонтьев) (к вопросу 2), 425-430 (Вейтен) (к вопросу 3), 372-379 (Дарвин), 430-432 (Вейтен) (к вопросу 4), 449-457 (Лурия), 467-472, 507-508 (Вейтен, Ллойд), 521-522 (Фресс), 543-544 (Хекхаузен) (к вопросу 5).

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.