Зачет по общему практикуму на первом курсе

Зачет по общему психологическому практикуму в группе клинической психологии состоится 8 мая 2010 года с 8:45 до 12:00 (ауд. 548). Зачет будет проходить в устной форме одновременно с защитой отчетов по теме 4.

Вопросы к зачету:

  1. Перечислите основные этапы проведения научного психологического исследования.
  2. Опишите организационный этап научного психологического исследования. Назовите методы, которые используются на этом этапе.
  3. Опишите этап сбора новых научных данных. Назовите методы, которые используются на этом этапе психологического исследования.
  4. Опишите этап обработки вновь полученных научных данных. Назовите методы, которые могут использоваться на этом этапе.
  5. Опишите этап интерпретации вновь полученных научных данных. Назовите методы, которые используются на этом этапе.
  6. Назовите основные (обязательные) разделы научного отчета.
  7. Какая информации должна быть представлена во вводном разделе научного отчета?
  8. Какая информация должна быть отражена в разделе описания методики научного психологического исследования?
  9. В каком разделе научного отчета описываются материалы и процедура эксперимента (наблюдения, беседы)?
  10. Что должно быть представлено в разделе «Результаты» отчета по научному психологическому исследованию?
  11. В чем отличие разделов «Результаты» и «Обсуждение результатов» отчета по научному психологическому исследованию?
  12.  В каком случае в конце отчета по научному психологическому исследованию должен быть раздел «Литература»?
  13. Перечислите экспериментальные психологические методы. В чем их отличие от неэкспериментальных методов?
  14. Перечислите неэкспериментальные психологические методы. В чем их отличие от экспериментальных методов?
  15. К какому классу методов относится метод наблюдения?
  16. В чем отличие методов наблюдения и эксперимента?
  17. В чем отличие наблюдения как вида человеческой деятельности и как метода научного исследования в психологии?
  18. В чем проявляется активность наблюдения как научного метода?
  19. В чем отличие наблюдения как метода и как методики научного исследования?
  20. Приведите примеры не менее трех классификаций наблюдения как научного метода.
  21. Какие проблемы могут возникать при проведении скрытого наблюдения? Каким образом они могут быть решены?
  22. Какие проблемы могут возникать при проведении открытого наблюдения? Каким образом они могут быть решены?
  23. Какие факты могут стать предметом объективного психологического наблюдения?
  24. В чем отличие житейского и научного наблюдения?
  25. Для чего в ходе научного психологического наблюдения используются специально выделяемые  категории и единицы?
  26. Перечислите основные требования к методике объективного наблюдения.
  27. Каковы правила ведения протокола наблюдения?
  28. Назовите известные вам способы фиксации результатов наблюдения.
  29. Что такое «фон наблюдения»?
  30. До какой степени в ходе наблюдения допускается интерпретация самих фактов наблюдении?
  31. Чем психологическая характеристика личности отличается от поведенческой?
  32. Прокомментируйте следующую запись в дневнике наблюдения:  «Дети с интересом прослушали сказку Оскара Уальда «Звездное небо» и сами сделали выводы о красоте добра и уродстве зла.»
  33. В чем разница сплошного и выборочного наблюдения? В каких случаях применяются эти методы?
  34. Каким образом понятие темперамента может быть операционализировано в методике наблюдения?
  35. Назовите основные способы количественной оценки в данных наблюдения.
  36. В чем отличие методов беседы и наблюдения в психологии?
  37. Назовите основные виды беседы как научного психологического метода.
  38. Что такое программа беседы?
  39. В чем преимущества и недостатки стандартизированной беседы?
  40. В чем преимущества и недостатки свободной беседы?
  41. Назовите основные этапы беседы как научного метода.
  42. Что такое стратегия минимизации ответов?
  43. Для чего используется тактика перефразирования в ходе беседы?
  44. Что такое Я-подход?
  45. Что такое Вы-подход?
  46. Какие функции в ходе беседы выполняют вопросы исследователя?
  47. С какой целью в ходе беседы могут использоваться открытые вопросы?
  48. С какой целью в ходе беседы должны использоваться закрытые вопросы?
  49. Почему в ходе беседы как правило следует избегать закрытых вопросов?
  50. Что такое подспудные вопросы?
  51. Для чего в ходе беседы используются фильтрующие вопросы?
  52. Приведите пример одного и того же вопроса в прямой, косвенной и проективной форме.
  53. Каких вопросов следует избегать в ходе беседы?
  54. Какое значение в ходе беседы имеет невербальная коммуникация? Что к ней относится?
  55. Каковы правила ведения протокола беседы?
  56. Нужно ли вести протокол беседы, если используется аудиозапись беседы?
  57. Что такое «опорные задания»? Для чего они используются в ходе беседы?
  58. Приведите пример использования опорного задания в ходе беседы.
  59. Как понимается самооценка в методике Дембо-Рубинштейн?
  60. Какова общая стратегия ведения беседы с помощью методики Дембо-Рубинштейн?
🔥172

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук