Вопросы для подготовки к экзамену по курсу “Общий психологический практикум. Часть 3: Экспериментальный метод в психологии”:
- Общее представление об эксперименте как методе научного психологического исследования. Соотношение наблюдения, беседы и эксперимента.
- Система гипотез в экспериментальном исследовании. Специфика экспериментальных гипотез. Теоретические, экспериментальные и статистические гипотезы.
- Эксперимент как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Условия каузального вывода.
- Общее представление об экспериментальном планировании. Структура и принципы планирования эксперимента.
- Система переменных в экспериментальном плане. Независимые, зависимые, побочные и дополнительные переменные.
- Общее представление о валидности эксперимента. Виды валидности.
- Безупречный эксперимент и его виды.
- Внутренняя валидность. Факторы, угрожающие внутренней валидности.
- Внешняя валидность.
- Конструктная валидность и валидность статистического вывода.
- Внутрисубъектные эксперименты: особенности и принципы планирования.
- Межгрупповые эксперименты: особенности и принципы планирования.
- Стандартные угрозы внутренней валидности во внутрисубъектных экспериментах.
- Стандартные угрозы внутренней валидности в межгрупповых экспериментах. Первичный контроль в межгрупповых экспериментах, его цели и разновидности.
- Общее представление о первичном контроле в экспериментальных исследования. Межгрупповые, внутрисубъектные и кроссиндивидуальные схемы контроля.
- Первичный контроль в одноуровневых внутрисубъектных экспериментах, его цели и разновидности.
- Первичный контроль в многоуровневых внутрисубъектных экспериментах, его цели и разновидности.
- Обработка результатов внутрисубъектных экспериментов. Проблема валидности статистического вывода.
- Обработка результатов межгрупповых экспериментов. Проблема валидности статистического вывода.
- Многоуровневые экспериментальные планы, их особенности, назначение и принципы планирования.
- Обработка результатов многоуровневых экспериментов. Проблема валидности статистического вывода.
- Понятие факторного эксперимента: способы описания и виды факторных планов.
- Основные эффекты и взаимодействия в факторных экспериментах, их оценка по результатам эксперимента. Виды взаимодействий.
- Статистический анализ результатов факторных экспериментов. Проблема валидности статистического вывода.
Рекомендуемая литература:
Основная
- Высоков, И. Е. Общепсихологический практикум : учебное пособие для вузов / И. Е. Высоков, Ю. Е. Кравченко, Т. А. Сысоева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 507 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4897-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511101 С. 317-359, 362-410, 424-450.
Дополнительная
- Высоков, И. Е. Математические методы в психологии : учебник и практикум для вузов / И. Е. Высоков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 413 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15974-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536227 С. 71-74, 78-82, 103-108, 114-123, 124-131, 135-137, 150-171, 187-194, 218-223, 228-229.
- Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 397 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17742-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568735 С. 14-37, 131-151, 153-166, 207-217, 219-234.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. Москва: Издательство “Академия”. Серия “Высшее профессиональное образование”, 2005 – ISBN 5-7695-2005-1.