Тема №1: Проблема изучения познания в психологии

Познание — это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется (У. Найссер, 1967)

Содержание лекции (2.10.12):

Человек как субъект деятельности и субъект познания. Общая характеристика познавательной сферы человека. Собственно познавательные (специфические) и универсальные («сквозные») познавательные процессы.

Проблема целостности познания. Психические процессы и функции. Понятие «образа мира».

Классическая и современная традиции исследования познания в психологии. Классическое понимание познания. Познание как свойство сознания отражать окружающий мир. Представление о познании в современной психологии. Познание как акт знания. Современная когнитивная психология, ее истоки и тенденции развития. «Когнитивная революция» в психологии. Компьютерная метафора. «Машина Тьюринга». Тест Тьюринга. «Китайская комната». Вычислительный подход и когнитивная наука.

Познание как многокомпонентная система переработки информации. Блоки переработки информации. Модель памяти Д. Нормана и Н. Во (1965). Многокомпонентная модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шиффрина (1968).

Вопросы для обсуждения (семинар 9.10.12):

  1. Общая характеристика познавательной сферы человека. Познание и познавательные процессы.
  2. Проблема целостности познания. Понятие «образа мира».
  3. Познание как процесс приобретения, хранения, трансформации и использования знаний. Компьютерная метафора. Информационный, когнитивный и вычислительный подходы в психологии.
  4. Структурно-блочный подход к описанию познания: общая характеристика многокомпонентной модели памяти.

 Литература

Основная:

  1. Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. Под ред. М.Фаликман, В. Спиридонова. М., 2011. С. 11-19 (Миллер) (3).
  2. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 127-130 (4).
  3. Общая психология. Тексты. Том 1 «Введение». М., 2001. С. 531-541 (Леонтьев), 542-546 (Леонтьев) (2), 554-559 (Петухов) (1).

Дополнительная:

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 54-65,  260-270 (3).
  2. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. 498-500, 502-503 (3), 150-160 (4).
  3. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998-2000. С. 508-546 (Аткинсон) (4).
🔥759

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук

1 Комментарий

Comments are closed.