Формирование и сохранение прошлого опыта

Содержание лекции (6.05.2008 8:45 – 10:15, ауд. 250):

Принцип «снизу – вверх». Ассоциативная память. Закономерности памяти как ассоциации представлений. Кривая забывания. Позиционные эффекты запоминания. Законы Йоста. Память и научение. Исследования моторной памяти в бихевиоризме.

Принцип «сверху – вниз». Конструктивное припоминание. Память-рассказ. Исследования конструктивного припоминания в опытах Ф. Бартлетта: методы и основные результаты. Роль когнитивных схем в процессах памяти.

Теория уровневой переработки информации. Память как побочный продукт переработки информации. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания: гипотезы, результаты, выводы. Эффект отнесения к себе.

Вопросы для обсуждения (2 часа):

  1. Память как ассоциация представлений. Законы, условия, виды ассоциаций. Классические закономерности памяти.
  2. Представления о памяти в бихевиоризме.
  3. Конструктивное припоминание. Память-рассказ. Исследования конструктивного припоминания в опытах Ф. Бартлетта.
  4. Теория уровневой переработки информации. Память как побочный продукт пе-реработки информации. Эффект отнесения к себе. Произвольное и непроизвольное запоминание.

Литература

Основная:

  1. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 95-103 (1), 103-107 (3), 65-73, 76-83 (4).
  2. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М., 1998-2000. С. 243-263 (Эббингауз), 585-603, 605-607, 610-613 (Флорес) (1), 264-269 (Уотсон) (2), 371-379 (Жане), 292-303 (Бартлетт), 304-313 (Клацки) (3), 465-475 (Зинченко), 476-486 (Смирнов), 547-559 (Солсо) (4).
  3. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. «Субъект познания». М., 1998. С. С. 334-338 (Бартлетт) (3).

Дополнительная:

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 89-96 (4), 115-136 (3).
  2. Норман Д. Память и научение. М., 1985. С. 85-95 (1).
  3. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 187-192 (2).
🔥124

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук