Контрольная работа №1 по курсу “Язык и мышление”

15 октября 2019 года состоится первая контрольная работа по курсу “Язык и мышление”. На контрольную работу выносятся первые две темы: “Проблема изучения языка и мышления в психологии”, “Значение как единица речевого мышления”. Для успешного написания контрольной работы необходимо знать следующие вопросы:

  • Определение мышления
  • Два направления исследования мышления в психологии
  • Язык, речь, речевая деятельность
  • Соотношение языка и мышления
  • Гипотеза лингвистической относительности
  • Генетические корни мышления и речи
  • Структура значения: знак, денотат, конотат
  • Исследования конотативного значения в психологии, экспериментальная психосемантика
  • Методы экспериментальной психосемантики
  • Категориальная организация знаний, модели семантической памяти
  • Эффект прототипичности
  • Тематическая организация знаний
  • Понятие когнитивной схемы
  • Виды когнитивных схем
  • Фреймы и когнитивные карты как схемы пространственного опыта
  • Грамматика историй
  • Скрипты, цели, планы
  • Динамическая память: пакеты организации памяти и тематические апперцептивные единицы

Вот конкретные примеры вопросов, которые могут быть заданы на контрольной работе:

  1. Перечислите подходы, описывающие соотношение языка и мышления
  2. Назовите основные методы построения семантических пространств в экспериментальной психосемантике (не менее трех)
  3. Нарисуйте блок-схему, отражающую процесс верификации суждения с точки зрения модели семантической памяти Смита, Шобена и Рипса.
  4. Что такое эффект прототипичности?
  5. Назовите основные закономерности пересказа повествовательных текстов, описанные Бартлеттом.
  6. Назовите основные результаты экспериментов Бауэра, Блэка и Тёрнера, свидетельствующие в пользу теории скрипта.

 

🔥102

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук