Бихевиоризм (психология поведения) — это направление в психологии, которое сосредотачивалось на изучении наблюдаемого поведения, а не внутренних психических процессов, таких как мысли, чувства или мотивация.
Он возник в начале XX века как реакция на субъективные методы, использовавшиеся в психологии того времени. Основатель бихевиоризма, американский психолог Джон Уотсон, утверждал, что психология должна быть объективной наукой, изучающей поведение, которое можно измерить и предсказать. Позже Б. Ф. Скиннер развил идеи бихевиоризма, введя понятие оперантного обусловливания — процесса, при котором поведение формируется через подкрепление и наказание.
Вот ключевые принципы бихевиоризма:
- Поведение — основной объект изучения.
- Внутренние состояния не поддаются объективному анализу.
- Поведение формируется через взаимодействие со средой (стимул → реакция).
- Обучение — результат формирования ассоциаций между стимулами и реакциями.
Вопросы для обсуждения:
- Критика психологии сознания в бихевиоризме. «Психология с точки зрения бихевиориста»
- Основные понятия и методы классического бихевиоризма. Схема S → R. Экспериментальные исследования научения. Размыкание условных связей
- Представления о поведении в методологическом бихевиоризме. Понятие промежуточной переменной
- Оперантное поведение и оперантное научение
Литература:
- Общая психология. Тексты. В 3-х томах. Том 1: Введение. Книга 2. / Авторы-сост.: Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. М., 2013. С. 439-467 (Уотсон) (к вопросам 1-2), 479-499 (Толмен) (к вопросу 3), 606-612, 615-617 (Хьелл, Зиглер) (к вопросу 4).
Дополнительная литература:
- Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. / Ответственные редакторы и составители текстов — В.В. Петухов, Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. М., 2001. С. 116-119 (Уотсон) (к вопросу 1), 120-127 (Уотсон) (к вопросу 2), 128-132, 136-137, 148-150 (Толмен) (к вопросу 3).



