Тема 8. Метафоры и модели внимания

Содержание лекции

Проблема селективного внимания в информационном подходе. Феномен «вечеринки с коктейлем» («застольной беседы»). Экспериментальные исследования К. Черри (1953). Бинауральное и дихотическое прослушивание.

Структурно-функциональные модели внимания в когнитивной психологии. Внимание как фильтр в каналах переработки информации. Методика расщепленного объема внимания. Проблема локализации фильтра. Ранняя и поздняя селекции. Модель внимания Д. Бродбента. Аттенюация (ослабление) сенсорного канала. Модель Э. Трейсман. Внимание и сенсорные ожидания. Представления о механизмах селекции в моделях Э. и Д. Дейч и Д. Нормана.

Метафора прожектора и исследования характеристик зрительного пространственного внимания. Парадигма селективной установки.

Экзогенное (внешнее, «непроизвольное») и эндогенное (внутреннее, «произвольное») внимание. Методика подсказки и ее модификации. Феномен «торможения возврата».

Динамические характеристики зрительного внимания. Основные экспериментальные результаты. Премоторные теории внимания.

Статические характеристики зрительного внимания. Методика фланговой задачи. Законы перцептивной организации и настройка внимания. Глобальные и локальные эффекты внимания. Метафора трансфокатора.


Вопросы к семинару:

  1. Постановка проблемы внимания в информационном подходе. Экспериментальные исследования К. Черри.
  2. Проблема места и функции внимания в системе переработки информации. Модели ранней и поздней селекции.
  3. Исследования экзогенного и эндогенного внимания. Методика подсказки.
  4. Динамические  и статические характеристики зрительного внимания. Настройка внимания

Литература:

  1. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. , 55-70, 70-82 (2).
  2. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. – Т. 4. Внимание / М.В. Фаликман. М., 2006. С. 196-197 (1), 234-240 (3), 244-258 (4).
🔥865

ИВ

Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук