Общий психологический практикум

Общая характеристика и принципы экспериментального планирования

В этой теме мы рассматриваем, как строится типовой психологический эксперимент на примере проверки теории интеграции признаков Э. Трейсман.

Эта теория объясняет, как мы объединяем различные характеристики объектов (форму, цвет, движение и т.д.) в единое целое при восприятии. В краткости: на начальном этапе обработка признаков происходит автоматически и независимо; на следующем этапе — при направленном внимании — эти признаки «собираются» в осознанное восприятие объекта.

🧠 1. Стадия предвнимания

Что происходит: На этом этапе объекты в поле зрения обрабатываются автоматически и бессознательно. Признаки — цвет, форма, ориентация, движение и т.д. — кодируются по отдельности и параллельно.

Пример: человек может сразу заметить, что на экране есть красный треугольник и синий круг, даже если он на них не концентрируется. Но какой из них был красный, а какой синий — уже нужно внимание.

🎯 2. Фокусированное внимание (интеграционная стадия)

Что происходит: Здесь внимание направляется на конкретную область, и все признаки, относящиеся к одному объекту, объединяются в целостное восприятие. Это требует ментальных усилий и времени.

Пример: чтобы правильно сказать, что «именно красный предмет — это квадрат, а синий — треугольник», нужно сосредоточить внимание и интегрировать признаки цвета и формы.

🚨 Почему это важно

Без направленного внимания может происходить ошибка связывания (illusory conjunction) — когда признаки разных объектов случайно объединяются. Например, можно подумать, что видел зелёную звезду, хотя на экране были зелёный круг и синяя звезда.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общее представление о планировании эксперимента. Независимая, зависимая, побочная переменные.
  2. Валидность эксперимента и ее виды. Факторы, угрожающие внутренней валидности.

Литература (основная):

по теории планирования эксперимента:

  1. Высоков, И. Е.  Общепсихологический практикум : учебное пособие для вузов / И. Е. Высоков, Ю. Е. Кравченко, Т. А. Сысоева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 507 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-4897-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511101 С. 317-328, 331-360.

по содержанию практической работы:

  1. Treisman, A.M., & Gelade, G. The feature-integration theory of attention. / COGNITIVE PSYCHOLOGY 12, 97-136 (1980). С. 97-102, 131-134. PDF
  2. Высоков, И. Е.  Психология познания : учебник для вузов / И. Е. Высоков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 399 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16161-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536140 С. 57-61.

по обработке данных:

  1. Высоков, И. Е.  Математические методы в психологии : учебник и практикум для вузов / И. Е. Высоков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 413 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15974-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536227 С. 71-74, 78-80.

Литература (дополнительная):

по теории планирования эксперимента:

  1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. Москва: Издательство “Академия”. Серия “Высшее профессиональное образование”, 2005 – ISBN 5-7695-2005-1. Главы 1-2.
  2. Корнилова, Т. В.  Экспериментальная психология : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 397 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17742-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568735. Главы 3-4.

по содержанию практической работы:

  1. Общая психология. В семи томах. Под ред. Б.С. Братуся.  — Том 4. Внимание / М.В. Фаликман. М., 2006. С. 264-273.
  2. Хоффман И. Активная память. М., 1986. С. 20-24.

по обработке данных:

  1. Высоков, И. Е.  Математические методы в психологии : учебник и практикум для вузов / И. Е. Высоков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 413 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15974-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536227 С. 74-78, 80-82, 131-135.

Материалы к эксперименту:


Доцент Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ и Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.