В рамках данной темы мы рассмотрим разные способы представления реальности: через действия, образ и знаки. Эти способы представления реальности могут быть выстроены как уровни развития познания в целом.
Вопросы для обсуждения:
- Познание и действие. Перцептивный процесс как действие по решению перцептивной задачи, роль активности субъекта в порождении различных перцептивных гипотез
- Познание и образ. Роль ментальных образов в процессах познания
- Язык и познание. Гипотеза лингвистической относительности. Генетические корни мышления и речи
- Формирование искусственных понятий как метод исследования речевого мышления. Стадии развития значений слов: синкрет, комплекс, потенциальное понятие, истинное понятие
Литература:
- Андерсон Дж. Когнитивная психология. М., 2002. С. 112-130, 133-140 (к вопросу 2), 351-356 (к вопросу 3)
- Высоков, И. Е. Психология познания : учебник для вузов / И. Е. Высоков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 399 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16161-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536140. С. 171-174 (к вопросу 1)
- Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987. С. 77-84 (к вопросу 4)
- Общая психология. Тексты. В 3-х томах. Том 3: Субъект познания. Книга 1. / Авторы-сост.: Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. М., 2013. С. 244-247 (Пиаже) (к вопросу 1), 370-375 (к вопросу 3).