Подход представляет собой совокупность теорий, реализующих общие объяснительные принципы. В современной психологии познания принято выделять два принципа функционирования познавательных процессов: “снизу-вверх” и “сверху-вниз”. Соответственно можно выделить три основных подхода к изучению познавательных процессов, которые мы и рассмотрим на семинарском занятии:
- Объектно-ориентированный подход
- Фокус на особенностях воспринимаемого объекта
- Исследование механизмов непроизвольного отражения реальности
- Акцент на стандартных, типовых ситуациях восприятия “снизу-вверх”
- Субъектно-ориентированный подход
- Изучение активности познающего субъекта
- Анализ работы в нестандартных, зашумленных условиях
- Исследование процессов построения образа “сверху-вниз”
- Контактный подход
- Рассмотрение взаимодействия субъекта и объекта
- Познание рассматривается как одновременное движение “снизу-вверх” и “сверху-вниз”
Вопросы для обсуждения:
- Определение познания. Основные походы к изучению познания: общая характеристика.
- Основные характеристики объектного подхода к изучению познания. Принцип “снизу – вверх”. Примеры теорий.
- Основные характеристики субъектного подхода к изучению познания. Принцип “сверху – вниз”. Примеры теорий.
- Основные характеристики субъектно-объектного подхода к изучению познания. Примеры теорий.
Литература:
- Высоков, И. Е. Психология познания : учебник для вузов / И. Е. Высоков. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. С. 158-159 (к вопросу 1), 159-161 (к вопросу 2), 166-171, 348-353 (к вопросу 3), 161-166, 346-348 (к вопросу 4).
- Общая психология. Тексты. В 3-х томах. Том 3: Субъект познания. Книга 1. / Авторы-сост.: Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. М., 2013. С. 630-631 (Петухов) (к вопросу 1), 466-472 (Титченер), 478-486 (Шиффман), 629-630 (Петухов) (к вопросу 2), 623-328 (Зельц) (к вопросу 3), 646-649 (Дункер) (к вопросу 4).